ТО, О ЧЁМ ВСЕ ДАВНО ЗНАЮТ, НО БОЯТСЯ ПРОИЗНЕСТИ ВСЛУХ
Я уверен, что сегодня главная забота верующих родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учёба не принесли ему вреда.
Услышьте в моём призыве не голос консервативного священника, а голос человека, у которого из восьми дипломов, приобретённых после среднего образования, три педагогических: педуниверситет и две магистратуры — «Управление учебными заведениями» и «Педагогика высшей школы». Я сам одно время преподавал педагогику магистрам. Кроме того, я и сейчас работаю профессором и заведую кафедрой вуза. Поэтому имею право сказать, что думаю по поводу современной системы образования.
Современное образование забыло или, наверное, правильнее сказать «забило» осиновый кол на всём лучшем, что было создано педагогикой со времени её основания. Сегодня Антон Семенович Макаренко — самый невостребованный учитель. Его нигде не цитируют, на него не ссылаются, его книги давно не издаются. Хотя за рубежом его система — самая востребованная.
Например, в Японии работы Макаренко переиздают массовыми тиражами и считают обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. Сегодня его наработки возвращаются к нам в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тимбилдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучают на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. Но это для элиты, вернёмся к средней школе.
Я неслучайно начал статью с основоположника современной педагогики: всё, что происходит сегодня в нашей педагогике, — это анти-Макаренко. Первое, самое важное, преступное разделение — это разделение образования и воспитания. Вернее, уничтожение воспитания в системе образования. Для А. Макаренко на первом месте было воспитание, и уже потом, как его следствие, шло образование. Вот, навскидку, лишь несколько цитат Антона Семёновича:
«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». Это то, что я бы написал большими буквами на кабинете учительской, чтобы каждый учитель это видел и читал по несколько раз в день.
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». И в самом деле, зачем мы приобретаем знания? Не для того ли, чтобы прожить полноценную счастливую жизнь, или же для знаний как таковых? По этому поводу есть замечательная видеозарисовка.
А вот ещё цитата, которая мне особенно нравится: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания... Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?»
Но кому сейчас нужно изучать «сопротивление личности», и вообще, кто из педагогов или родителей этим занимается? Нужен результат. Самое глупое сегодня заключается в том, что выбрано в качестве оценки результата — ВНО внешнее независимое оценивание — прим. ред..
Система тестов в качестве изучения результатов успеваемости — это что-то вроде ироничной улыбки диавола.
Множество экспериментов доказали, что современное поколение детей тупеет. Притом делает оно это очень активно. Да, они могут сдать на отлично тесты по языку — например, отметить крестиком, где какой падеж правильно поставить. Их на это натренировали. Но если дать им несколько десятков слов и попросить составить из них рассказ, они этого не смогут сделать. О чём это говорит? О том, что наша школа заменила мышление игрой в крестики-нолики. То есть мозг учеников перестал быть гибким. Всё, что касается философии, искусства, литературы, поэзии, постепенно уходит. Потому что это область мышления, а не зубрёжки.
После хорошей педагогической школы, которая была в СССР (можете бросать в меня камни, но я не откажусь от этих слов: образование в СССР было одним из лучших в мире для своего времени), перестроечная школа стала выпускать «поколение Pepsi», а постперестроечная — «поколение Google». А это ещё на ступеньку ниже. «Поколение Google» — это переходная стадия от человека разумного к человеку жующему.
Почему ухудшается память, почему люди глупеют? А это, кстати, уже научный факт. Да потому, что человек не развивает память. Раньше за знаниями была охота, их надо было добывать. Когда я учился в университете, для того чтобы что-то узнать и, соответственно, получить зачёт или сдать экзамен, нужно было по много часов кряду просидеть в библиотеке, перебрать горы карточек, заказать по ним десятки книг, пролистать их, суметь выделить суть, переписать от руки цитаты в конспект, заучить. Вот это цена хорошей оценки и полученных знаний. Сегодня информация добывается легко — достаточно тыкнуть пальцем в тачскрин. И при этом мало кого интересует, что она может быть неправдивой. Наивно думать, что Википедия даёт достоверные данные. Следовательно, полученная информация ненадёжна, хаотична и не способствует развитию интеллектуальных и аналитических способностей.
Какой практический совет дать родителям в этой ситуации? Учите детей читать. «Книги — это переплетённые люди» (А. Макаренко). Мозг, как и мышцы, нужно тренировать. Он должен делать тяжёлую для него работу. Если мы будем лежать на диване месяц и не двигаться, то нам нужно будет заново учиться ходить. Если мы не будем читать, думать, размышлять, то превратимся в примитивную социальную человеческую стаю, что, собственно, и происходит.
Конечно, тем, кто хочет быть пастухом этой стаи, кто будет её стричь и делать из неё котлеты, выгодно, чтобы было именно так. Тупой электорат лучше думающего, это давно известно. Он также выгоден и финансовым магнатам. Потому что тупой человек с примитивным мышлением будет гоняться за брендовыми вещами и видеть смысл своей жизни в бесконечном украшении своей обёртки. Он будет жить и работать ради фантиков.
Учите детей читать не по планшету, а по печатным книгам, которые пахнут типографской краской, которые имеют вес, цвет и запах. Хорошая художественная книга развивает язык, фантазию. Философское чтение — мышление. В противном случае пройдёт немного времени, и творчество А. Пушкина, А. Чехова и Л. Толстого станет для нас непонятной и сложной шумерской клинописью.
Мир реальный в сознании наших детей стал объединяться с миром виртуальным. А это новая и не изученная до конца тенденция. Мне рассказывал очевидец, как девочка лет пяти-шести пыталась большим и указательным пальцами расширить «экран» витрины магазина, на обратной стороне которой сидела какая-то муха.
Что здесь можно посоветовать? Если уж так необходимо покупать ребёнку планшет, то покупайте его вместе с собакой. Только делайте так, чтобы не вы, а ваш ребёнок эту собаку выгуливал, дрессировал, кормил и нянчил. Пускай у него будет велосипед, мяч и удочка. В общем, весь тот набор, который нужен ребёнку для освоения мира. Планшет для него — больший враг, чем рогатка.
Нам уже должно быть стыдно и страшно за себя. В прошлом были цивилизации значительно более высокого интеллектуального уровня, со значительно более глубоким философским мышлением. Мы уже намного ниже уровня Древней Греции, Китая, Индии. Мы неминуемо превращаемся в примитивных аборигенов, только бусинки и стёклышки у нас иначе называются и имеют другой вид.
И ещё совет. Не гонитесь за непомерными школьными требованиями, которые загоняют вашего ребёнка в тупик психологического рабства, тревожности, сколиоза и потерянного детства. Все эти требования сочинили, по сути, враги вашего ребёнка, не идите у них на поводу. Защитите себя и своих детей от тех-агрессии образования. Я знаю семьи, которые, распределяют школьные задания дочери по членам семьи. Дедушка отвечает за математику и физику, бабушка делает уроки по литературе, папа, мама, тёти, дяди — по другим дисциплинам. То, что задают на трудах, вся семья делает вместе. Ребёнок не тянет всего этого. Вся семья еле справляется, зато учится дитя в престижной школе. Кому это надо?
То, что писал Макаренко о своём времени, нужно умножить на 100 в нашем. Вот его цитата: «С вершин "олимпийских" кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты».
Главное, что есть у вашего ребёнка, — это его бессмертная душа. Душа, которая должна раскрыться в этой жизни подобно цветку. Заиграть красками неповторимого индивидуального разнообразия своей личности. К сожалению, современная школа через стандартизацию, бездушность, отсутствие индивидуального подхода и веры в Бога убивает этот процесс в самом его зародыше. Постарайтесь сделать так, чтобы школьное образование не травмировало душу вашего ребёнка, и постарайтесь создать все условия для её роста, цветения и плодоношения.
Протоиерей Игорь Рябко